Практика
День 1: Работа с инструктором (2 часа)
Локация: зеленый склон, т.е. для начинающих (Силичи)
Выполняем упражнения вслед за инструктором.
День 2: Работа самостоятельно (2 часа)
Локация: зеленый склон, т.е. для начинающих (Силичи)
Выполняем упражнения, которые прошли с инструктором, самостоятельно.
Видео:
День 3: Первые синие склоны (3 часа)
Локация: синие склоны (Логойск)
Самостоятельная работа.
Видео:
День 4: Укол палкой и базовый поворот на параллельных лыжах (3 часа)
Локация: синие склоны (Логойск)
Спуски при которых особое внимание уделяется уколу палки и параллельному ведению лыж.
Укол палкой и базовый поворот на параллельных лыжах
День 5: Боковое скольжение или плоское ведение на лыжах (3 часа)
Локация: синие склоны (Логойск)
Улучшение плоского ведения лыж.
Плоское ведение лыж дает возможность контроля поворотов и тормозного пути при экстренном торможении. Кроме того, это открывает возможность преодоление сложных участков в режиме \"лифт\", а также контроль скорости в узких и труднодоступных участках.
Упражнения:
День 6: Карвинговые повороты (3 часа)
Локация: синие склоны (Силичи)
Проезд по новым локациям. Разбитая трасса и лёд.
Карвинговые повороты
Упражнения:
День 7: Карвинговые повороты (3 часа)
Локация: синие склоны (Силичи)
Карвинговые повороты
Упражнения:
Техника
Техника - это все приемы, элементы и движения, которые необходимы для управления лыжами при спуске с горы. Принципиально важно, что каждый лыжник выполняет эти приемы и движения по-своему, приспосабливая их к особенностям своего телосложения, физической подготовке и к условиям спуска. То, насколько близки выполняемые движения к эталону, приведенному в том или ином учебнике, не является признаком мастерства; по-видимому, вообще бессмысленно говорить о правильном или не правильном катании. Однако, если нельзя указать единственно правильный способ выполнения того или иного движения, то в большинстве случаев можно достаточно ясно определить, как его не следует выполнять.
Согласно другому распространенному заблуждению, уровень мастерства определяется количеством изученных технических приемов. Бесспорно, опытный лыжник обычно владеет большим числом приемов и элементов, чем начинающий, но главное - это умение бессознательно выбрать то движение, которое наилучшим образом соответствует условиям спуска и задачам, стоящим перед лыжником. Более того, можно быть техничным лыжником, зная, например, единственный способ поворота, но умея выполнять его из любого положения и на любом склоне.
Некоторые лыжники стараются подражать движениям участников крупных соревнований, транслируемых по ТВ. Это еще одно заблуждение, поскольку техника спортсменов, направленная на кратковременного выжимание скорости, не только гораздо беднее любительской, но и вообще не особенно пригодна для продолжительного свободного катания. Кроме того, многие движения, выполняемые участниками соревнований, не имеют никакого смысла вне спортивной трассы, размеченной разноцветными флагами. Справедливости ради, следует отметить, что некоторые приемы, еще несколько десятилетий назад считавшиеся исключительной прерогативой спортсменов, сегодня широко используются любителями, хотя и в несколько измененном виде.
Классическая и карвинговая техника
Во многих современных изданиях классическая техника противопоставляется карвинговой, как более современной. Это не совсем верно, поскольку горные лыжи предоставляют множество способов катания, что же касается карвинга (резаного ведения), как такового, то этот прием был известен и использовался еще в 50-е годы ХХ века. Чем форма лыж ближе к классической, тем проще они входят в классический поворот и тем сложнее - в резаный. Наоборот, на сильно \"приталенных\" лыжах (радиус 10-15 м) резаный поворот выполняется достаточно легко, классический же - почти недоступен. Кстати, эта закономерность определяет и спрос на разные модели: так, лыжники старшего поколения, катающиеся 30-40 лет и привыкшие к классической технике, как правило, предпочитают лыжи с радиусом кривизны 40-50 м; молодежь, не имеющая большого опыта, но стремящаяся к активности и движению, выбирает карвинговые модели с радиусом 10-20 м. Наконец, техничные лыжники часто обращаются к универсальным промежуточным моделям с радиусом порядка 35 м, позволяющим кататься с использованием как резаного ведения, так и классического бокового скольжения.
Другими словами, между классической и карвинговой техникой существует такое же различие, как, например, между автомобилем и мотоциклом: первый обеспечивает комфорт и скорость, второй - активность и маневренность. Наверное, не вызовет возражений предположение, что спорт-байк вроде \"Suzuki\" или \"Yamaha\" предназначен в основном для азартной молодежи, обтекаемая \"Ferrary\" - для спортивных и уверенных в себе взрослых, а длинный \"Rolls-Royce\" - для людей солидных и исполненных достоинства.
Вообще говоря, опытный и техничный лыжник может кататься на любом типе лыж, применяя как классические (с использованием бокового скольжения), так и карвинговые (основанные на резаном ведении) приемы. При этом следует помнить, что чистая карвинговая техника весьма бедна и однообразна.
Жесткая и мягкая техника
Имеются понятия жесткой и мягкой техник. Обычно жесткой техникой называют приемы управления лыжами, предусматривающие противоборство со склоном или, по крайней мере, независимость движений лыжника от рельефа и крутизны. Наоборот, мягкая техника предусматривает взаимодействие с горой, выбор приемов, наилучшим образом соответствующих рельефу склона и состоянию снега. Жесткая техника подходит активным лыжникам, особенно - на карвинговых лыжах, мягкая - спокойным по характеру или любителям скоростного катания. Если обратиться к горнолыжному спорту, то жесткая техника используется в могуле, специальном слаломе и, отчасти, в слаломе-гиганте, а мягкая - в скоростном спуске и супергиганте (дисциплины в горно-лыжном спорте).
Активная и пассивная техника
Кроме того, техника может быть активной и пассивной, поскольку любое движение, само по себе, может быть активным или пассивным. Если, например, находясь в высокой стойке, лыжник расслабляет ноги, то они сгибаются под тяжестью его тела, в результате центр тяжести опускается, и стойка из высокой превращается в низкую. Это пассивное движение, происходящее в основном под действием внешних сил (в данном случае - силы тяжести).
Но тот же лыжник может с усилием подтянуть ноги вверх, в результате центр его тяжести не опустится, но лыжи приподнимутся в воздух. Это активное движение, выполняемое специальным усилием мышц и направленное против внешних сил (той же силы тяжести). Оба рассмотренных движения, как пассивное, так и активное, приводят к одной и той же позе, однако в результате пассивного движения лыжник сохраняет опору на поверхность снега, активное же приподнимает его в воздух.
При катании на карвинговых лыжах преимущественно используются активные приемы, на классических - как активные, так и пассивные.
Стиль
Понятия техники и стиля тесно связаны, но не равнозначны: если техника спуска определяется правильным выбором приемов и способов их исполнения, то стиль - это общая манера, или, если угодно, настрой спуска. Если владение техникой может быть хорошим или плохим, то стиль всегда одинаково хорош и правилен.
Часто под стилем катания подразумевают наиболее характерные для того или иного лыжника технические приемы, говорят, например, о стиле авальман или о стиле годиль, однако это неверно, поскольку опытный лыжник, владеющий десятками приемов, применяет их сообразно меняющимся условиям спуска, иногда - в самых неожиданных сочетаниях.
Пассивный и активный стиль
Стиль катания, как и техника, может быть пассивным или активным, крайне активный стиль обычно называют агрессивным, крайне пассивный - расслабленным. Активный стиль необязательно предусматривает использование активной техники (или наоборот). Разница между стилями кроется не в движениях, как таковых, а в их сопряжении.
Выполняя любое действие, человек (независимо от того, едет ли он на лыжах или сидит в кресле) сталкивается с явлениями отдачи и инерции: так, при резком взмахе рукой или ногой остальные части тела под действием отдачи смещаются в противоположном направлении, а при резкой остановке - начинают двигаться по инерции, как бы продолжая взмах. При пассивном стиле с отдачей не борются, а инерцию тела используют для плавного сопряжения движений, которые в результате начинают \"перетекать\" одно в другое (танцоры и гимнасты называют это пластикой). Активный стиль предусматривает использование опережающих активных движений, отдача от которых компенсирует инерцию.
Рассмотрим простое упражнение - шаг в сторону. В исходном положении вес тела равномерно распределен на две ноги.
При пассивном исполнении (слева) отдача при подъеме ноги заставляет все тело слегка сместиться в противоположную сторону, затем следует собственно перешагивание. После переноса веса на другую ногу корпус продолжает двигаться по инерции и дополнительно смещается в направлении шага, при подъеме свободной ноги это смещение еще более увеличивается за счет отдачи. Далее, при приставлении этой ноги все тело смещается в обратном направлении. Таким образом, при пассивном выполнении имеются лишние горизонтальные перемещения тела, тем большие, чем быстрее и резче делается движение.
При активном исполнении (справа) для компенсации отдачи используется опережающий наклон в сторону шага - в начале движения тело спортсмена выходит из равновесия и фактически начинает падать вбок. Инерция бокового движения корпуса компенсирует отдачу при подъеме ноги и перешагивании, а затем - и при приставлении свободной ноги. В результате, при активном исполнении движения отсутствуют лишние горизонтальные перемещения тела, однако все элементы должны выполняться быстро и в строго определенные моменты времени - в противном случае спортсмен потеряет равновесие и, возможно, упадет.
Пассивный стиль менее утомителен и обеспечивает мягкое комфортное катание на любом склоне и сколь угодно большой скорости, в то же время, этот стиль мало приспособлен для быстрых маневров (например, при встрече с неожиданным препятствием на незнакомом склоне). При катании на карвинговых лыжах пассивный стиль менее удобен и даже может представлять определенную опасность.
Наоборот, активный стиль обеспечивает резкое изменение траектории спуска и связан с ощущением борьбы, однако утомителен и менее комфортен, особенно - на высокой скорости.
В этом издании, помимо всего прочего, мы часто говорим о лыжниках, предпочитающих то или иное \"катание\". По сути дела, речь идет также о стиле, но понимаемом в еще более широком смысле. Так, мы выделяем следующие условные стили:
-
спортивный - резкое активное катание с использованием спортивных технических приемов, участие в любительских соревнованиях по специальному слалому;
-
активный - резкое активное катание по средним и крутым склонам с короткими быстрыми маневрами;
-
скоростной - катание на высокой скорости с использованием приемов слалома-гиганта, отчасти - скоростного спуска; в западных изданиях такое катание обычно называют \"стиль джет\" (от англ. jet - струя, реактивный самолет);
-
комфортный - расслабленное скольжение по мягким пологим склонам с длинными и плавными поворотами, напоминающими катание на доске по волнам (серфинг), в западных изданиях - \"стиль серф\".
Как правило, опытные лыжники могут кататься любым из перечисленных способов, выбирая тот, который лучше всего соответствует их настроению. В то же время, многие люди, только начинающие осваивать технику катания, уже на начальных этапах обучения тяготеют к тому или иному стилю, отвергая остальные.
Есть и иные понятия стиля, правда, уже не относящиеся к горным лыжам, как таковым. Например, среди молодежи постепенно распространяется течение, возникшее на Западе в 80-е годы ХХ века - ретро-ски. Сторонники этого движения катаются на очень длинных лыжах (иногда - на подлинных старинных) с пружинными и ременными креплениями, используют телемарк и плуг, соответственно одеваются. Стиль ретро-ски популярен, например, в Финляндии, финских лыжников \"ретро\", катающихся с длинными шестами вместо палок, иногда можно видеть в Кировске.
Можно упомянуть также понятия альпийского, французского, скандинавского и других подобных стилей, популярных в молодежной среде - подражание поведению, одежде и пр. традициям жителей того или иного региона. Например, сторонники альпийского стиля пьют много пива, очень громко смеются, поют по-тирольски, иногда даже изучают древний ретороманский язык; скандинавского - стараются быть невозмутимыми, носят грубые свитера с орнаментом, отращивают бороды (девушки заплетают косы) и т.д.
Лыжные стойки
Стойка, т.е. положение лыжника во время спуска является основой техники. Не научившись стоять на лыжах, бессмысленно даже приступать к изучению сложных технических элементов. С другой стороны, существуют стойки, уже сами по себе представляющие опасность для лыжника.
Для начала необходимо определить, какие требования мы предъявляем к лыжной стойке. Лыжник-любитель изучает технику, чтобы, во-первых, получать от спусков максимальное удовольствие, во-вторых, кататься легко и красиво и, в-третьих, обеспечить безопасность себе и окружающим.
Соответственно, лыжная стойка, являющаяся основой техники должна быть:
-
удобной и даже комфортной
-
не стесняющей движения
-
устойчивой и безопасной
Считается, что спуск по прямой - это простейший элемент горных лыж, и это, до некоторой степени, правильно. Прямой спуск - первое, что осваивает начинающий лыжник, но одновременно это и сущность одной из самых сложных и престижных дисциплин горнолыжного спорта - скоростного спуска.
Стойка спуска по прямой индивидуальна, однако, в общем, она похожа на позу боксера, футбольного вратаря или, например, человека, стоящего с газетой в руках в мчащемся автобусе: ноги слегка расставлены и согнуты, спина не напряжена, плечи выдвинуты вперед, руки подняты к груди, но не прижаты к туловищу, центр тяжести проецируется в точку, находящуюся примерно на уровне середины стопы. Такое положение обеспечивает возможность быстрых действий для поддержания равновесия и не препятствует движениям, необходимым при маневрах. Расстояние между лыжами, называемое также шириной ведения лыж, определятся особенностями телосложения лыжника и его физической подготовкой. Так, худые люди обычно предпочитают держать лыжи несколько уже, полные - шире. Условно различают узкое, среднее и широкое ведения, при которых лыжи находятся на расстоянии:
-
узкое - менее ширины стопы
-
среднее - менее длины стопы
-
широкое - более длины стопы
Очень широкое ведение, при котором расстояние между лыжами превышает ширину плеч, любителями применяется редко, хотя почти все начинающие лыжники время от времени принимают такое положение для поддержания равновесия.
Как правило, во время прямого спуска вес равномерно распределяется между лыжами, но при необходимости лыжник может распределить вес иначе, частично или полностью разгрузить одну из лыж и даже приподнять ее. Упражнение, заключающееся в поочередном поднимании ног во время прямого спуска, широко применяется на начальных этапах обучения горнолыжной технике, поскольку позволяет легко освоить необходимые навыки поддержания равновесия.
Катаясь на карвинговых лыжах, начинающие лыжники часто сближают колени, чтобы максимально загрузить внутренние канты. Такая поза позволяет избежать рысканья лыж, имеющих малый радиус кривизны, однако мы не рекомендуем пользоваться этим приемом, поскольку разного рода ошибочные позы, освоенные на начальных этапах обучения, быстро входят в привычку и с трудом поддаются исправлению.
Важным условием является пропорциональность сгибания: колени, бедра, спина и даже шея лыжника должны принимать равное участие в сгибании или разгибании. Тело должно действовать подобно широко известной конструкции, все звенья которой сгибаются и разгибаются в равной степени.
В зависимости от степени сгибания различают высокую, нормальную и низкую стойку; обычно, более низкая стойка соответствует и большему расстоянию между лыжами. Часто употребляется термин основная стойка, обозначающий наиболее усредненную позу - не слишком низкую, но и не высокую, со средним ведением лыж. Такое положение в большинстве случаев соответствует трем основным требованиям, перечисленным в начале раздела, обеспечивая удобство, свободу и устойчивость.
Все рассмотренные стойки являются равновесными, поскольку центр тяжести лыжника проецируется на уровне середины стопы. При изменении крутизны склона наклон тела меняется по отношению к горизонту, но не относительно лыж; спуск по склону переменной крутизны обычно выглядит так, как будто земную поверхность наклоняют вместе со стоящим на ней лыжником. На пологом склоне стойка приближается к основной, на более крутом - становится низкой и даже очень низкой; затем, выезжая на пологий участок, лыжник вновь распрямляется.
Руки при этом могут занимать разнообразное положение - от поднятых к груди, до слегка разведенных в стороны. Некоторые авторы рекомендуют до некоторой степени вытягивать руки вперед, другие - держать их в таком положении, чтобы кисти находились на краях поля зрения. В любом случае руки не могут быть напряжены или прижаты к бокам, палки должны быть направлены слегка назад, но не зажаты под мышками и не прижаты к бедрам. Даже при очень низкой стойке согнутые руки лыжника не должны опираться локтями на колени или быть прижаты к ним. Любители скоростного катания при поворотах на большой скорости иногда держат палки так, чтобы их кольца скользили по снегу, что позволяет лучше контролировать равновесие.
Важным является требование слегка выдвигать плечи вперед, так, чтобы спина была \"круглой\" - такое положение предотвращает неосознанное отклонение тела назад и облегчает сохранение стойки при движении по переменному рельефу.
Независимо от положения рук, кисть должна плотно охватывать рукоятку палки, а ремешок (темляк) - огибать кисть, не перекручиваясь и обеспечивая дополнительную опору для руки. Для наилучшего контакта длину темляков необходимо регулировать с помощью пряжек, зажимов или регуляторов, предусмотренных в конструкции почти всех моделей палок.
Некоторые лыжники вообще не продевают кисть в темляк и из-за этого иногда теряют палки во время спуска; некоторые, особенно - женщины, держат рукоятку расслабленной кистью или тремя пальцами (как карандаш или ложку), что не дает им возможности в случае необходимости сильно опереться на палку.
Основной стойке не нужно учить специально - любой человек может сам определить ее, сделав несколько движений, напоминающих разминку. Та поза, в которой он окажется в результате, и будет его основной стойкой. Хотя она и является сугубо индивидуальной, все же можно указать некоторые позы, безусловно являющиеся ошибочными.
Наиболее распространена ошибочная сломанная стойка, при которой ноги распрямлены, а поясница согнута как при поклоне; иногда при этом кисти рук прижимают к бедрам. Такая поза не отвечает ни одному из требований - она неудобна, неустойчива и сковывает движения.
Другая распространенная ошибка - постоянное отклонение назад с опорой на задники ботинок. При этом спина распрямлена и находится в постоянном напряжении, а руки иногда вытянуты вперед для поддержания равновесия или опущены вниз. Это положение так же неудобно и неустойчиво, как предыдущее.
Существуют и другие ошибочные стойки. Все они сопряжены со скованностью, излишним напряжением какой-либо части тела, недостаточной устойчивостью, ощущением дискомфорта и т.д.
В определенных случаях применяются неравновесные стойки, предполагающие смещение центра тяжести вперед или назад. В обоих случаях происходит более интенсивная загрузка задников или носков лыж, вследствие чего изменяется характер их скольжения и сцепления со снегом. Неравновесные стойки не могут быть очень низкими, кроме того, в них отсутствует пропорциональность сгибания разных отделов тела.
Передняя стойка обеспечивает загрузку носков лыж, что бывает необходимо при преодолении неровностей рельефа и плавной регулировки скорости. Как правило, в передней стойке применяют более узкое ведение лыж, чем в равновесной, а плечи еще сильнее выдвигают вперед. Величина смещения вперед определяется лыжными ботинками, причем в более высокой стойке возможно большее смещение вперед. Для того чтобы еще более загрузить носок, есть только один способ - согнуть спину в пояснице, однако это положение соответствует описанной выше сломанной стойке, неудобной и опасной.
Задняя стойка дает возможность не только разгрузить носки лыж, но даже приподнять их в воздух. Обычно, в задней стойке применяют более широкое ведение лыж, руки также держат широко, а плечи разворачивают. В таком положении можно преодолевать небольшие препятствия, такие как торчащие из-под снега камни, корни деревьев, лужи. Кроме того, задняя стойка применяется при въезде на бугор. Отличительной ее особенностью является механическая жесткость - нагрузки, возникающие при резком торможении, оказываются направленными вдоль костей бедер лыжника, и для компенсации этих нагрузок не требуются мышечные усилия.
Вместе с тем задняя стойка сама по себе очень утомительна, и слабо тренированный человек может продержаться в таком положении не более 20-30 секунд. Необоснованное применение задней стойки представляет опасность, поскольку при преодолении положительных перегибов лыжи стремятся выскочить вперед, а падение на спину всегда опасно.
Переход из равновесной стойки в неравновесную (переднюю или заднюю) возможен на любой скорости и при любой крутизне склона. Чаще всего изменение стойки используют при движении по склонам переменной крутизны. Передняя стойка необходима для преодоления положительного перегиба (места увеличения крутизны) или начала спуска с вершины большого бугра, т.е. в тех случаях, когда скорость спуска увеличивается. Напротив, задняя стойка позволяет преодолевать места торможения - отрицательные перегибы, выезды на контруклоны или бугры. Опытные лыжники меняют позы автоматически, возвращаясь в равновесную стойку сразу же, как только это возможно.
При движении по более коротким буграм применяется прием, внешне похожий на заднюю стойку, но в действительности не являющийся ею. Поскольку на таких буграх крутизна меняется очень быстро, лыжник, как правило, не успевает принять переднюю или заднюю стойку. Вместо этого при въезде на бугор он подтягивает ноги активным усилием мышц, давление лыж на снег ослабевает, а центр тяжести тела остается практически на одном уровне. После преодоления бугра лыжник опускает ноги, и вновь опирается на снег. Таким образом, он фактически перелетает через бугры, стараясь поддерживать давление лыж на снег постоянным.
Таким же образом можно преодолевать большие положительные перегибы, т.е. места, где крутизна склона резко возрастает. Грань перегиба можно рассматривать как вершину пологого бугра. Для мягкого проезда по такому месту нужно заранее плавно перейти в переднюю стойку, за несколько метров до грани перегиба подтянуть ноги, а затем вновь опустить. Применение этого способа позволяет избежать отрыва от снега и полета, в некоторых случаях - нежелательного.
Для спуска под углом к склону (траверса) применяются стойки косого спуска. Их отличительная особенность - закантовка лыж, предотвращающая соскальзывание вниз. Сила сцепления канта со снегом достигает максимальной теоретически возможной величины в том случае, если скользящая поверхность перпендикулярна к склону. Поскольку боковому скольжению препятствует не только эта сила, но и обычное трение, на пологих и средних склонах вполне достаточно такой закантовки, при которой скользящая поверхность лыжи параллельна горизонту. В зависимости от угла между скользящей поверхностью и склоном, различают три варианта закантовки:
-
сильная закантовка - положение скользящей поверхности от горизонтального до перпендикулярного к склону, используется для предотвращения бокового скольжения лыж
-
слабая закантовка - положение скользящей поверхности от плоского (параллельного склону) до горизонтального, используется для управляемого бокового скольжения
-
обратная закантовка (отрицательная) - скользящая поверхность повернута в обратную сторону, занимая положение от плоского и далее, используется для начала резаного поворота вниз по склону.
В любом случае во время косого спуска лыжи опираются на склон в основном кантами, что не может обеспечить должной устойчивости. Поэтому для косого спуска используются стойки, в которых лыжа, расположенная ниже по склону, загружается сильнее. При косых спусках по крутым склонам для увеличения сцепления со снегом используют ангуляцию колена, т.е. его разворот внутрь, что позволяет удерживать скользящую поверхность лыжи под достаточно большими углами к склону. Для выполнения этого приема необходимо верхнюю, менее загруженную, лыжу выдвинуть несколько вперед.
Начинающие лыжники, полагаясь на жесткость своих ботинок, часто расслабляют мышцы, удерживающие голеностоп в нужном положении. Поскольку даже самые жесткие ботинки все же предусматривают некоторую свободу для голеностопного сустава, расслабленная стопа наклоняется (заваливается), в результате чего закантовка остается слабой и не обеспечивает надежной опоры. Между тем, используя ангуляцию колена, можно и без напряжения голеностопа удерживать сильную закантовку лыж, поскольку при повороте колена расслабленная стопа заваливается в противоположную сторону.
На очень крутых склонах сцепления одной только нижней лыжи может оказаться недостаточно, и в этом случае необходимо дополнительно загрузить верхнюю лыжу. Это особенно важно для карвинговых лыж, сильный прогиб которых может привести косой спуск к резаному повороту вверх по склону.
Многие опытные лыжники на крутых склонах дополнительно разворачивают и наклоняют корпус, что обеспечивает лучшую устойчивость. Такое положение корпуса, называющееся винтовым положением, необходимо, например, для спуска с помощью бокового соскальзывания, в некоторых случаях являющегося единственным способом преодоления слишком сложных участков.
Как правило, при косом спуске используют высокие и низкие равновесные стойки, при которой центр тяжести лыжника проецируется на уровне середины стопы. Однако, в необходимых случаях, например, при преодолении неровностей, может использоваться передняя или задняя стойка с преимущественной загрузкой нижней лыжи. На крутых склонах применять неравновесные стойки не рекомендуется, поскольку это может привести к нарушению сцепления носка или задника лыжи, и, следовательно, к началу соскальзывания одного из концов. Кроме того, в неравновесных стойках сложно использовать ангуляцию колена для увеличения закантовки.
При выполнении поворотов, как резаных, так и классических, стойки похожи на те, что используются для косых спусков: в большинстве случаев преимущественно загружается лыжа, внешняя по отношению к повороту, присутствует закантовка, при необходимости - ангуляция колена внешней ноги или даже обеих ног. Как правило, при выполнении резаных поворотов на карвинговых лыжах используется примерно одинаковая их загрузка и более широкое ведение (примерно на ширине плеч). В некоторых обстоятельствах внешняя лыжа оказывается выше по склону, чем внутренняя; на крутых склонах это требует использования обратной закантовки и приводит к положению лыжника \"вниз головой\". Как правило, такое состояние соответствует началу поворота вниз по склону и является кратковременным.
Прямые и угловые стойки
Различают фронтально-прямые (прямые) и фронтально-угловые (угловые) стойки поворотов, которые могут быть также высокими и низкими, равновесными и нет. При прямой стойке боковой изгиб (ангуляция) корпуса отсутствует, а линия, проведенная через середину груди и живота, проходит также через середину таза и примерно посередине расстояния между лыжами. Такая стойка, особенно - высокая, обеспечивает очень комфортное катание, например, по мягкому снегу или по целине. Для резаных поворотов прямая стойка не очень удобна, поскольку для сильной закантовки лыжник должен буквально \"ложиться\" на склон, что может являться причиной падений. Высокая прямая стойка не очень подходит и для выполнения частых сопряженных поворотов, поскольку при переходе из одного поворота в другой верхняя часть тела должна слишком сильно отклоняться в стороны. В то же время, низкая прямая стойка может использоваться и для сопряженных поворотов, выполняемых в достаточно высоком темпе.
Все угловые стойки характеризуются наличием ангуляции корпуса, т.е. такого изгиба, при котором линия, проведенная через середину груди и живота, не проходит через середину таза и образует угол с ногами лыжника. Эта стойка используется в большинстве случаев при выполнении поворотов, как на классических, так и на карвинговых лыжах. При сопряжении поворотов верхняя часть тела перемещается незначительно или даже движется по прямой, независимо от выполняемых поворотов, кроме того, низкая угловая стойка обеспечивает наилучшие условия для простой ангуляции колена, т.е. его разворота внутрь.
Как прямые, так и угловые стойки могут быть равновесными, передними или задними, поскольку перемещение центра тяжести является одним из важных элементов управления поворотом. Например, передняя стойка, обеспечивающая сильную загрузку носка лыжи, способствует увеличению крутизны как классического, так и резаного поворотов; крайне передняя или крайне задняя стойки приводят к выходу из резаного поворота. Для катания по глубокому снегу или по целине обычно используют высокие стойки с небольшим смещением назад.
Использование во время поворотов неравновесных фронтально-угловых стоек обычно приводит к более или менее заметному развороту корпуса относительно направления движения, напоминающему винтовое положение при косом спуске. Такая поза обычно называется винтовой стойкой, винто-угловым положением корпуса, в западной литературе - торсионной стойкой. До 70-80-х годов ХХ века винтовое положение считалось очень важным элементом техники специального слалома, поскольку обеспечивало возможность прохождения трассы \"впритирку\" к флагам. В дальнейшем, с повсеместным внедрением эластичных \"кланяющихся\" флагов спортсмены почти перестали применять винтовое положение, но в любительской технике этот элемент по-прежнему иногда применяется. Так, при выполнении классических поворотов с энергичной разгрузкой (например, прыжком) почти всегда присутствует некоторый разворот корпуса; такой же разворот бывает полезен в начале поворота вниз по крутому склону.
Боковое скольжение
Боковое скольжение (соскальзывание) является одним из важнейших элементов классической техники. Соскальзывание может быть составной частью поворота, оно же может использоваться как самостоятельный прием для преодоления слишком сложных участков склона, в т.ч. - при транспортировке пострадавшего. Кроме того, боковое соскальзывание является важным упражнением, используемым во многих методиках при изучении основ классической техники. Чем ближе геометрия лыж к классической, тем легче и устойчивее их боковое скольжение; напротив, для радикально карвинговых лыж на снегу средней плотности оно становится весьма сложным.
С другой стороны, изучение бокового скольжения возможно лишь в том случае, если лыжник уже научился \"стоять на лыжах\", т.е. сохранять равновесие при прямых и косых спусках как на двух лыжах, так и на одной.
Боковое соскальзывание может быть равномерным и неравномерным - в последнем случае различают соскальзывание носками и соскальзывание задниками.
Равномерное соскальзывание выполняется просто: на достаточно крутом и жестком склоне достаточно несколько уменьшить закантовку, и лыжи сразу же начнут скользить боком вниз. При этом удобнее почти полностью разгрузить верхнюю лыжу и использовать ее лишь для кратковременной опоры при поддержании равновесия. Некоторые лыжники при выполнении бокового соскальзывания предпочитают несколько выдвигать верхнюю лыжу вперед и дополнительно разворачивать корпус, принимая винтовое положение.
На пологих склонах, особенно - мягких, для начала бокового скольжения недостаточно просто раскантовать лыжи, нужно дополнительно стронуть их с места боковым движением коленей. На очень пологом склоне может потребоваться более интенсивное движение, сочетаемое, например, с разгибанием корпуса. Такой же активный вход в соскальзывание необходим на крутых склонах, покрытых мягким снегом. Сущность этого движения легко понять, проделав простое упражнение с куском картона. Этот элемент очень важен, поскольку сильно облегчает последующее изучение разгрузки лыж, выполняемой при входе в классический поворот.
После начала бокового скольжения лыжник должен следить за равномерностью соскальзывания носка и задника лыжи, перемещая центр тяжести вперед и назад; скорость движения регулируется изменением закантовки. Типичная ошибка при выполнении соскальзывания - неполная разгрузка верхней лыжи, в этом случае положение лыжника становится крайне неустойчивым, а лыжи, двигающиеся с разной скоростью, постоянно стремятся разъехаться.
Начинающие лыжники, осваивающие боковое скольжение, часто допускают типичную ошибку - расслабляют голеностопный сустав, полагая, что лыжные ботинки удержат стопу от поперечного наклона. Однако, поскольку даже самые жесткие ботинки обеспечивают некоторую свободу для стопы, то раскантованная лыжа быстро минует плоское положение и зацепляется за снег наружным (нижним) кантом; в особенности это заметно на пологих склонах. Поэтому при изучении бокового скольжения необходимо постоянно следить, чтобы голеностопный сустав не был расслаблен или, наоборот, излишне напряжен. Часто говорят: \"на лыжах надо стоять, как на полу\", т.е. опираться на них спокойно и уверенно.
Для прекращения соскальзывания необходимо сильно закантовать лыжи, при необходимости - с использованием ангуляции колена нижней ноги. На крутых и жестких склонах можно также загрузить и закантовать верхнюю лыжу.
При соскальзывании с большой скоростью резкая закантовка нижней (опорной) лыжи приводит к сильному прогибу ее середины, испытывающей меньшее сопротивление движению, чем задник и, особенно, носок. После прекращения бокового скольжения лыжа разгибается, и ее отдача стремится подбросить лыжника вверх. Это явление применяется для начала поворота или для разворота лыж на 180°. В последнем случае обычно используют подскок, совмещенный по времени с моментом отдачи, после чего следует разворот лыж в воздухе.
Отдача, возникающая при остановке, может использоваться и для начала нового соскальзывания (вместо бокового движения коленей). Это позволяет, в случае необходимости, преодолевать сложный участок склона сериями коротких соскальзываний. Выполнение таких серий в высоком темпе является, кроме того, эффективным упражнением, облегчающим привыкание к лыжам и освоение стоек косого спуска.
Во всех случаях равномерного бокового соскальзывания, лыжник движется, опираясь почти исключительно на внутренний кант нижней лыжи, и лишь иногда поддерживает равновесие, слегка загружая верхнюю. Неустойчивость такого положения делает боковое соскальзывание очень эффективным учебным упражнением, способствующим развитию равновесия на лыжах и специфического \"чувства снега\", необходимого лыжнику для свободного и безопасного катания. При освоении соскальзывания рекомендуется испробовать различные варианты взаимного расположения лыж и распределения нагрузки между ними. Желательно попробовать соскальзывание не только на склонах разной крутизны, но и при разном состоянии снежного покрова; весьма важно уметь выполнять его на плотном насте и льду. Кроме того, можно порекомендовать освоить боковое соскальзывание в низких стойках.
Помимо равномерного, используется и неравномерное соскальзывание, при котором носок или задник загруженной лыжи скользит быстрее, в результате чего она разворачиваются вниз или вверх по склону. Разворот вниз может использоваться для начала косого спуска или поворота, разворот вверх во время косого спуска - для торможения или начала так называемого предповорота, важного элемента классической техники.
Для начала неравномерного соскальзывания необходимо разгрузить один из концов лыжи, приняв переднюю или заднюю стойку. На пологих или мягких склонах может потребоваться стронуть лыжи с места боковым движением коленей, возможно - с использованием разгрузки (так же, как и при равномерном соскальзывании). После начала бокового скольжения лыжник может управлять им, перемещая центр тяжести и изменяя закантовку. При необходимости можно перевести неравномерное соскальзывание в равномерное, а затем остановиться.
Интенсивный вход в соскальзывание носками может обеспечить быстрый разворот лыж вниз по склону для начала не только косого, но и прямого спуска. При хорошем владении соскальзыванием не составляет труда развернуться на 360° и даже выполнить серию вращений, как это делают, например, в лыжном балете.
Неравномерное соскальзывание может использоваться во время косого спуска, что позволяет плавно регулировать скорость и направление движения. Этот прием может использоваться, например, для аккуратного попадания в узкие проходы, такие как въезды на лесные тропинки или промежутки между камнями. Желательно уметь выполнять его также при косом спуске \"задним ходом\", т.е. вперед спиной, что в некоторых случаях облегчает маневрирование в слишком многолюдных местах, например, у нижних станций подъемников.
Короткое соскальзывание задниками после разгрузки обычно используется для начального разворота лыж при входе в классический поворот, этот же прием может применяться и для начала резаного поворота. Для входа в поворот на высокой скорости вместо начального разворота может использоваться и параллельное выталкивание лыж вбок, похожее на короткое равномерное соскальзывание. Для выполнения этого приема обычно используется разгрузка сгибанием или разгибанием, но в момент наименьшего давления лыжи не разворачиваются, а выталкиваются вбок, в сторону, противоположную повороту; при этом тело лыжника смещается в противоположную сторону. Это движение применяется для сопряжения поворотов на высокой скорости - как классических, так и резаных. В первом случае сразу же после выталкивания внутренняя лыжа частично или полностью разгружается, и лыжник продолжает поворот, опираясь, преимущественно, на внешнюю лыжу. Наоборот, при выполнении резаного поворота на радикально карвинговых лыжах желательна равномерная или почти равномерная загрузка обеих лыж.
В некоторых случаях использование бокового соскальзывания нежелательно, поскольку приводит к неуправляемому движению, иногда - в опасном направлении. Такая ситуация возникает, например, в случае, если обледеневший склон покрыт тонким слоем свежего снега или мокрого весеннего фирна, вследствие чего сцепление лыж со склоном становится очень слабым. Попытка начать соскальзывание по покрывающему лед фирну может вызвать снежный оползень, т.е. сползание слоя фирна вместе с находящимися на нем лыжниками.
Выше уже подчеркивалось, что на радикально карвинговых лыжах выполнение бокового соскальзывания затруднено, особенно - на снегу средней плотности. Это происходит из-за большой разницы в ширине между серединой и концами лыжи, обуславливающей слишком сильное сцепление со склоном. Все же, при необходимости, можно скользить боком и на таких лыжах, если закантовка минимальна. В этом случае для начала соскальзывания даже по достаточно крутому склону нужно стронуть лыжи с места (боковым движением коленей).
Чистая карвинговая техника не предусматривает использования бокового скольжения лыж, тем не менее, начинающим лыжникам, впервые выезжающим в горы с карвинговыми лыжами, владение соскальзыванием может пригодиться, например, для преодоления слишком сложных участков. Кроме того, как неоднократно подчеркивалось выше, выполнение равномерного или неравномерного соскальзывания является эффективным учебным упражнением.
Повороты на лыжах
Классификация поворотов
Техника катания на горных лыжах отнюдь не сводится к выполнению поворотов, именно повороты считаются своего рода квинтэссенцией техники и вызывают наибольший интерес. Все способы поворотов, известные горнолыжникам, можно условно разделить на несколько групп:
-
повороты рулением одной лыжей
-
повороты за счет перекладывания лыж
-
повороты с проскальзыванием задников (классические)
-
резаные повороты (карвинг)
Повороты рулением одной лыжей
Повороты, выполняемые рулением, по-видимому, являются наиболее старыми. К этой группе относятся поворот плугом и телемарк, известные с древнейших времен всем народам, населяющим северные гористые районы.
Положение плуга является универсальным средством спуска, торможения и поворота. При прямом спуске вес лыжника равномерно распределяется между двумя лыжами, поставленными на внутренние канты (если, конечно, крепления позволяют это сделать). Для легкого торможения достаточно перенести вес немного назад, для более интенсивного - увеличить угол между лыжами, т.е. дополнительно развести задники лыж в стороны.
Поворот плугом очень прост, и многие методики (хотя и не все) используют его в качестве основы для дальнейшего изучения техники. При входе в поворот необходимо перенести вес на лыжу, носок которой направлен в нужную сторону; в результате, сцепление этой лыжи со снегом увеличивается, и в дальнейшем она выполняет функции руля.
Достоинствами плуга являются простота и эффективность - в положении плуга можно не только спускаться, но и стоять, повернувшись вниз по склону. В одной из своих книг Ж. Жубер приводит пример использования плуга во время международных соревнований по скоростному спуску: двигаясь на скорости свыше 100 км/ч, лыжник слегка развел задники лыж, сбросив лишние 20 км/ч перед крутым поворотом.
В то же время, продолжительный спуск в положении плуга весьма утомителен, а в глубоком снегу может оказаться очень сложно свести или развести задники лыж.
Поворот телемарк отчасти свободен от указанных недостатков, поскольку лыжа, играющая роль руля, оказывается разгруженной и выдвинутой вперед (как переднее колесо велосипеда). Даже оказавшись в глубоком снегу, лыжник может легко поднять ее на поверхность или, наоборот, погрузить в снег для более крутого поворота - это нетрудно сделать, поскольку основная нагрузка приходится на заднюю лыжу. С другой стороны, эта техника не позволяет кататься по крутым и обледеневшим склонам; кроме того, в отличие от плуга, она не позволяет плавно регулировать скорость спуска по прямой.
Считается, что телемарк изобрел в 50-е годы XIX века норвежец Сондре Норхайм, живший в долине Моргедаль на плато Телемарк, но скорее всего, это не совсем верно. Дело в том, что очень похожая техника издавна использовалась (и используется по сей день) жителями полярного Урала и горных районов северной Сибири. По-видимому, этот способ спуска (как, впрочем, и плуг) является общим для всех северных народов, и С.Норхайм лишь усовершенствовал его, приспособив для спортивных целей. Тем не менее в 1868 г. несколько провинциальных лыжников (в т.ч. С.Норхайм), использовавших эту технику, блестяще выступили на соревнованиях в Кристиании (Осло).
Телемарк широко использовался до самой середины ХХ века, однако затем был почти забыт горнолыжниками из-за повсеместного распространения лыжных креплений с жесткой фиксацией пятки. В то же время, телемарк остался в техническом арсенале любителей \"ретро-ски\" и горных туристов. В последние годы развился особый вид любительского спорта, основанный на технике телемарка и называемый в американском духе - телемаркинг. Вообще говоря, соревнования по этому виду спорта (лыжный кросс + слалом + фрирайд) очень напоминают \"пограничное лыжное многоборье\" (лыжный кросс + скоростной спуск без трассы + стрельба), культивировавшееся в СССР в 60-е годы, но длятся значительно меньше времени и не включают стрельбы в цель.
Повороты за счет перекладывания лыж
Повороты за счет перекладывания лыж весьма разнообразны - это переступание лыжами и прыжки. Во всех этих поворотах общим является то, что лыжи (поочередно или одновременно) сразу устанавливаются в нужном направлении, что, собственно, и называется перекладыванием, по аналогии с перекладыванием руля корабля.
Поворот переступанием носками на малой скорости выполняется даже проще, чем плуг, и поэтому используется в некоторых методиках в качестве основы для изучения техники. Однако, с ростом скорости переступание требует все большей резкости движений, что и является главным недостатком этого поворота, а одновременно - главным его достоинством в качестве тренировочного упражнения.
Переступание задниками выполняется столь же просто, но одновременно с поворотом вызывает и торможение, поэтому может применяться на более высокой скорости. Возможно, этот прием лежит в основе поворота упором, описываемого ниже.
При повороте прыжком лыжник разворачивается в воздухе и приземляется на лыжи, установленные в нужном направлении; вместо разворота всего тела, можно поворачивать только лыжи, например, с помощью бракажа.
При этом совершенно неважно, поворачивались ли лыжи вокруг центров тяжести, носков или задников - в любом случае, поворот прыжком приводит к сильному торможению, а иногда и к полной остановке. По-видимому, до появления лыжных креплений с жесткой фиксацией пятки этот поворот применялся весьма ограниченно, однако в современных условиях он может с успехом использоваться лыжниками для резких маневров в различных опасных ситуациях. Иногда поворот прыжком применяют при спусках по буграм, а также - по глубокому мокрому снегу; кроме того, поворот прыжком (англ. \"hop-turn\") является очень эффективным упражнением, и используется во многих методиках начального обучения.
Еще одна разновидность перекладывания лыж - поворот веером, состоящий в перепрыгивании с одной лыжи на другую. Этот поворот широко использовался в 60-70-е годы ХХ века при спусках вне трасс и описывался Ж. Жубером в одной из ранних книг. В последнее время используется довольно ограниченно, чаще всего - при катании по глубокому снегу.
Особой разновидностью перекладывания является поворот вокруг вынесенной вбок дополнительной опоры, например, длинного шеста. При этом значительная часть веса лыжника переносится на опору, а давление лыж на снег уменьшается - поворот происходит аналогично тому, как, например, поворачивает гребная лодка, тормозящая одним веслом. Подобная техника использовалась на рубеже XIX-XX веков, но затем вышла из употребления. Тем не менее и в наши дни любители ретро-ски с удовольствием (и весьма элегантно) разворачиваются, опираясь на шест.
Повороты с проскальзыванием задников
Повороты с проскальзыванием задников (или, реже, носков) составляют основу классической горнолыжной техники, лыжи во время поворота могут быть параллельны или находиться в положении упора.
Поворот упором появился раньше, по-видимому, являясь непосредственным развитием поворотов рулением или переступанием. Во время поворота упором лыжи загружены таким образом, что вес лыжника почти полностью приходится на внешнюю лыжу, которая описывает дугу за счет проскальзывания задника. Помимо поворота чистым упором, применяется и комбинированный поворот, в котором упор служит лишь для незначительного разворота внешней лыжи при входе в поворот. После этого лыжник полностью разгружает внутреннюю лыжу, придвигает ее к внешней и продолжает поворачивать, держа лыжи параллельно, но опираясь лишь на внешнюю. Многие методики обучения предполагают именно такую последовательность:
-
плуг
-
поворот чистым упором
-
поворот из упора на параллельных лыжах
-
классический поворот на параллельных лыжах.
Вариант упора - перепрыгивание на отставленную лыжу. Этот прием используется при движении на большой скорости, а также при спусках по плотному мокрому снегу, когда плавное отведение внешней лыжи невозможно. Важной особенностью любого поворота упором является практически полная компенсация инерции вращения корпуса, что позволяет, в случае необходимости, кататься без использования палок.
Для начального разворота лыж при входе в поворот может использоваться не только упор, но и простое вращение вокруг вертикальной оси. Однако для выполнения этого движения нужно преодолеть силы сцепления лыж со снегом, поэтому перед разворотом лыж необходима их разгрузка. Собственно говоря, разнообразные повороты на параллельных лыжах, выполняемые за счет проскальзывания задников, различаются именно способом разгрузки лыж (сгибание, разгибание, авальман, комбинированные движения, коньковый шаг и др.) и начального их разворота (вращение, бракаж, параллельное выталкивание и т.д.).
На большой скорости вход в классический поворот может выполняться и без начального разворота лыж, за счет перемещения центра скольжения закантованной лыжи к ее краю.
Проскальзывание задника загруженной лыжи может сочетаться и с другими элементами, например, с переступанием. В этом случае один длинный поворот разбивается на несколько более коротких, выполняемых, как обычно, за счет проскальзывания задника; переход же от одного короткого поворота к другому осуществляется переступанием.
Само по себе, проскальзывание задников происходит за счет вращения лыжи вокруг центра, находящегося в области носка. Вообще говоря, центр вращения может находиться в любом месте лыжи, но при условии, что лыжа не закантована, а плоско лежит на склоне. Техника, предусматривающая плоское ведение лыж, довольно сложна в освоении и поэтому используется ограниченно. Элементы плоского ведения используются при спусках по бугристым склонам; кроме того, небольшие плоские развороты лыж, иногда называемые рулением (не путать с описанными выше поворотами рулением), бывают необходимы для тонкой коррекции траектории движения, в т.ч. - и в процессе движения по дуге поворота.
Изобретение поворота на параллельных лыжах, т.е. кристиании приписывают уже упоминавшемуся легендарному Сондре Норхайму, некоторые авторы даже полагают, что он продемонстрировал телемарк и кристианию во время одного и того же спуска. Согласно другой, более правдоподобной версии, поворот на параллельных лыжах появился в 20-е годы ХХ века, но первым его выполнил не горнолыжник, а никому не известный прыгун с трамплина в Холменколлене, который по тем или иным причинам (малоснежная зима, скопление зрителей, укороченная гора приземления или др.) не смог затормозить обычным способом, т.е. плугом. По-видимому, первоначально спортсмен собирался повернуть, опираясь на отставленную руку, точно так же, как лыжники того времени опирались на шест. Однако стоило ему резко согнуться, как давление на лыжи уменьшилось, и их задники легко соскользнули вбок. Этот поворот быстро получил признание и стал называться кристиания или христиания, поскольку Холменколлен - это пригород Осло, носившего в то время имя Кристиания. Некоторые современные авторы называют этот поворот по-американски - стэм-кристи (англ. \"stem-christi\"), иногда путая с описанным выше поворотом на параллельных лыжах из упора. Кристиания стала первым поворотом, в котором для начального разворота лыж использовалось вращение после разгрузки.
При спусках по глубокому пушистому снегу (целине) используется техника глиссирования, позволяющая скользить по поверхности с использованием динамической подъемной силы. Поскольку сопротивление пушистого снега очень мало, лыжник может двигаться по прямой, даже развернув лыжи под углом к направлению движения. Поэтому во время глиссирования повороты легче всего выполнять посредством изменения закантовки: при наклоне скользящей поверхности лыжи относительно поверхности снега возникает сила, стремящаяся развернуть лыжу вокруг вертикальной оси. В общем, эта сила аналогична той, которая заставляет поворачивать накренившийся самолет.
Для маневрирования на глубоком снегу используют повороты, близкие к классическому, но без сильной закантовки и выраженного переноса веса на внешнюю лыжу. Предпочтительной является фронтально прямая стойка с некоторым смещением назад, что позволяет приподнять носки лыж. С ростом скорости смещение уменьшается, и стойка приближается к равновесной.
Резаные повороты
Резаные повороты, отличающиеся отсутствием проскальзывания задников, появились достаточно давно (в 40-50-е годы ХХ века), но первоначально резаное ведение использовалось для завершения обычных поворотов во время спортивных соревнований. Если внимательно рассмотреть классический поворот на параллельных лыжах, то легко заметить, что проскальзывание задников наиболее выражено в последней его трети, там, где инерция движения лыжника складывается с силой тяжести и центробежной силой; если, к тому же, это происходит на положительном перегибе, т.е. в месте увеличения крутизны, то лыжи могут даже развернуться поперек склона. Лыжники-любители вполне могут смириться с описанным явлением, но для участников соревнований сильное торможение, возникающее при заносе, крайне нежелательно. Для борьбы с чрезмерным проскальзыванием задников были изобретены различные технические приемы, например, коньковый шаг при выходе из поворота, позволяющий уменьшить его кривизну, и подхлест, обеспечивающий повышенное давление на лыжи в последней трети поворота. Все эти приемы, хотя и позволяли уменьшить проскальзывание задников, но не избавляли от него в полной мере. В 50-е годы ведущие спортсмены освоили технику чистого резаного поворота, выполняющегося за счет прогиба лыж по дуге поворота. На классических лыжах, имеющих большой радиус кривизны, выполнение этого приема требует высокой четкости и аккуратности движений, поэтому доступно лишь опытным и техничным лыжникам.
С появлением новых материалов производители горных лыж смогли, наконец, изготовить лыжи, предназначенные специально для резаного ведения (карвинга), получившие название карвинговых и сделавшие резаные повороты доступными для всех. По сути дела, имеются всего два резаных поворота - поворот на двух равномерно загруженных лыжах и поворот на одной лыже. В обоих случаях вместо начального разворота лыж используется их более или менее резкая загрузка с одновременной закантовкой, а сам поворот продолжается до тех пор, пока лыжник не разгрузит и не раскантует лыжи (рассуждая теоретически, можно даже сказать, что при условии отсутствия торможения, как такового, лыжник мог бы сколь угодно долго ездить по кругу). Многие лыжники, катающиеся на карвинговых лыжах, не используют палки, поскольку при выполнении резаных поворотов обычно отсутствует вращение (\"закручивание\") корпуса.
Заметим: чем меньший радиус кривизны имеют лыжи, тем равномернее должна быть их загрузка, и тем больше - расстояние между лыжами. Так, при катании на радикально карвинговых моделях (радиус менее 15 м) лыжи загружаются примерно одинаково, причем расстояние между ними обычно приближается к ширине плеч. Наоборот, в случае классических моделей (радиус более 35 м) резаный поворот выполняется, как правило, на одной внешней лыже, иногда - с переходом на внутреннюю в последней трети поворота.
Приступая к изучению резаного ведения на классических или карвинговых лыжах, следует иметь в виду, что чистый резаный поворот (без какого-либо проскальзывания) возможен лишь на ровном склоне, покрытом плотным настом или льдом, и требует высокой скорости. Поэтому, применительно к любительскому катанию, речь в большинстве случаев идет лишь о приближении к резаному ведению при уменьшенном проскальзывании задников - как на классических, так и на радикально карвинговых лыжах.